ИДЕОЛОГИЯ

ЭЛИМДИ ТЕҢИР КОЛДОСУН!
(ДА ПОКРОВИТЕЛЬСТВУЕТ СИНЕЕ НЕБО МОЕМУ НАРОДУ!)
Однако с возникновением частной собственности, как причины образования антагонистических классовых обществ в рабовладельческой, феодальной и капиталистической формациях, критериями выборности для многих народов кандидатур в лидеры всегда были, есть и впредь будут оставаться вовсе не личные качества человека, а наличие у него степени богатства, определяющего его социальное положение в этнических и социальных общностях. Касается это и современного кыргызского народа, переживающего раннекапиталистические и позднефеодальные общественные преобразования.

(Начало в предыдущих номерах)
Таким образом, становится понятным, что только в условиях всестороннего функционирования различных форм общественной собственности возможен не только выбор руководителей по их личным профессиональным и человеческим качествам, но и соответствующий контроль над их деятельностью со стороны широких народных масс.
2). Невозможно "упорядочить такие забывающиеся ценности кыргызов как мудрость, учтивость и воспитанность, честность и совестливость, язык и другие исторические наследия", ограничиваясь лишь рамками "приведения к согласию трех крыльев" (т.е. трех родоплеменных союзов или объединений). Напротив, сохранение и развитие материально-духовных ценностей реально осуществимо только тогда, когда каждый кыргыз будет ощущать себя представителем не одного из трех или всех трех родоплеменных союзов, а всего кыргызского народа. Такие интеллектуальные и нравственные принципы как "мудрость, учтивость и воспитанность, честность и совестливость", с одной стороны, и материальные достояния - "язык", традиции и обычаи, и другие общественные явления, с другой стороны, имеют общенародное содержание и проявление. Формирование в общественном сознании и поведении людей подлинных моральных норм и ориентиров возможно только тогда, когда каждый член общества будет ощущать и осознавать себя не как представителя того или иного рода и племени, или объединения племен, а как достойного сына или достойной дочери всего кыргызского народа. И напротив, если прививать и воспитывать в сознании молодежи "учтивость и воспитанность, честность и совестливость" только в рамках родоплеменной среды, то это будет предполагать ориентацию каждого на применение этих нравственных норм общественного поведения относительно, лишь, рода и племени, или одного из трех родоплеменных подразделений. А потому в таких условиях эти моральные нормы и принципы с неизбежностью будут приобретать искаженный и ограниченный характер.
У кыргызов издревле считали, что родившийся в семье мальчик приходится сыном всему кыргызскому народу. Потому и говорили, что "родился сын народа". Такие тексты писались таласско - енисейским иероглифом - шрифтом и на каменных надгробных плитах далеких наших предков. Такие нравственные ценности, как учтивость и воспитанность, честность и совестливость, готовность защитить Отечество и пожертвовать собою ради него и будущности потомков, должны формироваться в среде молодежи лишь на основе осознания каждым себя как представителя всего кыргызского народа, а не отдельно взятого рода или племени, или родоплеменного объединения. Только тогда можно избавиться от реакционного средневекового синдрома - разобщения населения по родоплеменным структурам.
3). Не выдерживает критики и утверждение о том, что с уточнением истории рода, племени и нации, познанием каждым человеком истоков своей родословной, якобы начнется процесс не разъединения, а объединения. Что, мол, якобы вновь займут достойное свое место такие основные понятия как целостность Отечества, святость населения, стыд и достоинство. Во-первых, как можно требовать познания молодежью таких взаимоисключающих друг друга понятий как "род и племя", с одной стороны, и "нация", с другой стороны? Ведь при возникновении нации, как продукта капиталистической формации, исчезают такие этнические общности как род и племя. Потому, если речь идет о современной кыргызской нации, то целесообразным является укрепление ее единства и целостности, что возможно, лишь при интенсивном развитии в обществе новейших индустриальных и информационных технологий и знаний, а не реставрации позднефеодальных родоплеменных общностей и отношений, а, следовательно, и соответствующих уровней психологии и сознания.
Что касается изучения истории кыргызских родов и племен, знания своей родословной и в целом всего народа, то это бесспорно важное дело и моральный долг каждого уважающего себя, и свой народ кыргыза. Ведь кыргызская санжыра - не просто духовное воспроизводство генезиса родословия народа, но и философско-нравственный кодекс для молодежи в осмыслении исторических событий, связанных с жизнедеятельностью далеких предков. Знание и почитание каждым кыргызом семи поколений своих предков позволяет ему не только гордиться их пройденным жизненным путем, но и самому быть в своих поступках и деяниях достойным памяти прадедов. Знание семи поколений и вера в духов - арбаков своих предков так же будет оберегать каждого от свершения им неправедного поведения и постыдных поступков. Объясняется это тем обстоятельством, что согласно интеллектуально-моральным закономерностям развития теории родословной - санжыры и ее применения в жизни, все добродетельные или злостные и преступные дела и поступки живых людей сохраняются в памяти детей и потомков вплоть до седьмого колена. В мире нет аналога такому философско-этическому духовному богатству кыргызского народа как родословная - санжыра, где запечатлена историческая память о жизни людей вплоть до двадцатого поколенья и более. Именно потому только у древних кыргызов осуществляется классификация самостоятельного названия каждого предка вплоть до седьмого колена и дальше, а именно Атам,Чон атам, Бабам, Кубырам, Жотом, Жетем, Муштум, Наркым, Задин, Зилим, Тегим и так далее, вплоть до36 колена . К примеру, в русском языке после Отец, Дед, Прадед все остальные предки называются просто прапрадедами.
В кыргызской родословной - санжыре так же существуют названия потомков от отца к детям, а именно Ата, Бала, Небере, Чёбёрё, Чебере, Чыбыра, Кыбыра, Кыймылда, Кынылда, Кылчылда, Тыбыра, Тырсылда, Жымында и так далее, вплоть до36 потомков .
В целях нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения в кыргызской санжыра - родословной так же дается классификация 1) характера человека; 2) характера (нрава) мужчины; и 3) характера и нравов батыра.
1) Так, в родословной народа перечисляются следующие виды характера человека, а именно Ак кёнул, Кен пейил, Калыс, Жоомарт, Тобокелчи, Саресеп, Буйрё, Сылык, Сыпайы, Сынчы, Чечен, Кара муртёз, Кыйды и так далее до 91 видов, каждый из которых носит смысловую нагрузку.
2) К числу характера мужчины относятся следующие виды: Даанышман, Берешен, Эр чечен, Таш журёк, Берен, Кёсём, Барпы (Кадырман), Баш Койкон, Ат качырбас (алгыр), Барак (Жаалдуу Барак, Ёёк Барак), Кунарлуу булбул, Жетик, Купсёр и так далее до 39 видов, каждый из которых также имеет идейную значимость и содержание.
3) Что касается черт и особенностей нрава батыра, то он подразделяется на шесть (6) характеристик, согласно которым существуют следующие типы батыров: Шер батыр, Кёкжал батыр, Илекор батыр, Жеке батыр, Ээрчиме батыр, Айласыз батыр, идейное содержание каждого из которых выработалось в результате военного образа жизни древних кыргызских племен.
Таким образом, классификация в кыргызском санжире всех вышеперечисленных разновидностей колена, потомков, характера людей, различающихся по возрастным, половым и социальным их особенностям, свидетельствует о наиболее древних этнических и социальных корнях кыргызов, и их многовекового общественно-политического образования, восходящих к истокам древнетюркской евразийской культуры и цивилизации, у истоков которых стоял один из древнейших среди тюрко-язычных этносов кыргызский народ.
Но эти познания в области родословной народа должны носить исключительно культурологический и научно-познавательный акт, как одни из многих других условий развития и сохранения национального самосознания нации и исторической памяти, а не приобретать политический смысл, с перспективой активно использовать родоплеменной фактор в манипуляции сознанием людей во время выборных кампаний. Недопустимо превращать интеллектуально-гуманные знания о родословной своей семьи, своего рода и племени в политические рычаги и механизмы регулирования государством и управления народом, ибо в этом случае будет осуществляться процесс распада кыргызской нации и трансформации её в более примитивный и ранний, некогда пройденный кыргызами, уровень этнической общности - народность. Естественно, в рамках деятельности последней с неизбежностью будет складываться соответствующий родоплеменной тип государственного образования. Расширение и усугубление процесса деления общества на роды и племена в реальности приведут не к объединению, а прямо противоположному результату - разъединению кыргызской нации, и угрозы ее исчезновения, как следствие противостояния населения и их лидеров по родоплеменным интересам и различиям, что означает самоуничтожение, разобщение и ослабление народа.
(Продолжение следует)
Доктор философских наук, профессор КНУ
Ч.Т.Нусупов